- ТУРБИНА
ТУРБИНА — первичный двигатель с вращательным движением рабочего органа — ротора (см.) и непрерывным рабочим процессом, преобразующий в механическую работу кинетическую энергию подводимого рабочего тела (воды, пара, газа). Конструктивно Т. состоит из двух рядов изогнутых лопаток, один из которых размещён в неподвижном корпусе, а второй — на вращающемся роторе. Каждый такой ряд называется ступенью (см. (1)) Т., а сама Т. — одно- или многоступенчатой. Рабочее тело по неподвижным направляющим лопаткам поступает к лопаткам ротора и дав пт на них, заставляя ротор вращаться. В зависимости от того, какое рабочее тело обеспечивает это вращение, Т. на гидравлические (гидротурбины), паровые и газовые. Гидравлическая Т. — лопаточная машина, приводимая в движение потоком речной воды. Обычно гидротурбины строят только в стационарном исполнении для привода тихоходных генераторов электрического тока на гидроэлектростанциях {ал.). Паровая Т. является основным быстроходным двигателем (см. (2)) на тепловой электростанции (см. (6)) и атомной электростанции (см.); эти Т. могут быть стационарными и транспортными (судовые). Потенциальная энергия водяного пара (см. (2)), находящегося в паровом котле под высоким давлением, превращается в кинетическую энергию вращающегося вала — привода электрогенератора. паросиловая установка. Газовая Т. — часть газотурбинного двигателя (ГТД), в лопаточном аппарате которого происходит отбор энергии от сжатого и нагретого газа и преобразование её в механическую энергию вращения ротора. Нагревание сжатого газа может происходить в камере сгорания, ядерном реакторе и др. Газовую Т. широко используют в качестве авиационных двигателей, на судах для вращения гребных винтов, на электростанциях, в отдельных случаях — на локомотивах, а также для глубокого охлаждения и сжижения некоторых газов (воздуха, водорода, кислорода, гелия и др.). В последнем случае такие Т. называют турбодетандерами. По принципу действия различают Т. активные (свободоструйные) и реактивные (напороструйные). Т. отличаются высокой экономичностью, лёгкостью ввода в работу, компактностью и надёжностью. Благодаря этому они практически вытеснили из мировой энергетики поршневые паровые машины.
Большая политехническая энциклопедия. - М.: Мир и образование. Рязанцев В. Д.. 2011.